Модель нарушителя

«За безопасность нужно платить, а за ее отсутствие - расплачиваться»
- Уинстон Черчилль
Модель нарушителя
В ходе проведения оценки уязвимости объекта транспортной инфраструктуры или транспортного средства производится изучение способов реализации потенциальных угроз совершения актов незаконного вмешательства. Одним из исследуемых факторов является модель нарушителя.
Модель нарушителя представляет собой совокупность сведений о численности, оснащенности, подготовленности, осведомленности, а также действий потенциальных нарушителей.


Модель нарушителя складывается из следующих составляющих:

1. Тип нарушителя
  • внешний одиночный - лицо, которое может находиться на ОТИ, не входящее в состав персонала ОТИ и не имеющее права доступа в зону транспортной безопасности ОТИ;
  • внешний групповой – террористические, криминальные группы и пр.; 
  • внутренний одиночный - персонал ОТИ и другие лица, имеющие допуск в зону транспортной безопасности ОТИ и КЭ ОТИ, оказывающий помощь внешнему нарушителю, в зоне транспортной безопасности ОТИ, КЭ ОТИ;
  • внутренний групповой - террористические, криминальные группы и пр., внедренные в состав персонала ОТИ;
  • комбинированный - внешний и внутренний нарушители, действующие совместно.

2. Оснащенность:
  • финансовыми средствами - для подкупа персонала ОТИ в целях получения содействия при совершении АНВ в деятельность ОТИ; 
  • транспортными средствами (автомобили, летательные аппараты, плавсредства и др.), специальными инструментами, снаряжением, приспособлениями - для преодоления преград в целях ускоренного (скрытного) перемещения;
  • специальной техникой, воздействующей на системы управления инженерно-техническими системами обеспечения транспортной безопасности ОТИ, компьютерные и электрические сети, средствами связи, а также средствами, воздействующими на персонал ОТИ (химические вещества, генераторы электромагнитных воздействий и т.п.) - в целях беспрепятственного доступа в зону транспортной безопасности ОТИ и КЭ ОТИ; 
  • огнестрельным и холодным оружием, химическими, взрывчатыми и др. веществами - в целях совершения АНВ в деятельность ОТИ.

3. Подготовленность:

а) физическая подготовленность нарушителя к совершению акта незаконного вмешательства:

  • высокая – нарушитель имеет профессиональные навыки к быстрому перемещению на большие расстояния, преодолению естественных и искусственных препятствий, скрытному перемещению (кроссовая подготовка, преодоление ограждения и вертикальных стенок, перебежки и переползания, рукопашный бой и т. п.);
  • средняя – нарушитель имеет общепринятый среднестатистический уровень физической подготовки с практическим опытом проведения террористических акций, специальная физическая подготовка нарушителя не проводилась;
  • низкая – нарушитель не имеет физических навыков (кроссовая подготовка, знание приемов рукопашного боя);
б) подготовленность нарушителя владением оружием и техническими средствами:
  • высокая – нарушитель прошел подготовку (тренировку) на аналогичном объекте или его полномасштабном макете и имеет опыт в проведении аналогичных террористических актов;
  • средняя - нарушитель имеет практический опыт проведения террористических актов;
  • низкая – нарушитель прошел курс начальной подготовки с использованием общих схем, не имеет практического опыта проведения террористических актов.

4. Осведомленность нарушителя об особенностях ОТИ, его критических элементах, об организации обеспечения транспортной безопасности на ОТИ:
  • высокая – нарушитель изучил инженерно-техническую систему обеспечения транспортной безопасности ОТИ, зону транспортной безопасности и КЭ ОТИ, и др. информацию об ОТИ;
  • средняя – нарушитель знает сравнительно много об ОТИ, но не знает его уязвимых мест, недостаточно информирован об инженерно-технической системе обеспечения транспортной безопасности, критических элементах ОТИ;
  • низкая - имеет общее представление об ОТИ и инженерно-технической системе обеспечения транспортной безопасности, не знает места нахождения КЭ ОТИ.

5. Тактика действий:
  • силовое нападение - вооруженное нападение на ОТИ, повреждение инженерно-технической системы обеспечения транспортной безопасности, разрушение КЭ ОТИ и отход;
  • скрытое проникновение - проникновение на ОТИ и/или КЭ ОТИ без обнаружения средствами инженерно-технической системы обеспечения транспортной безопасности и силами обеспечения транспортной безопасности;
  • обманное проникновение – проникновение на ОТИ и/или КЭ ОТИ, используя поддельные документы, ключи, идентификаторы личности и т.п. (при этом необходимо рассматривать вариант, при котором внешний нарушитель действует совместно с внутренним).