Ответственность за нарушение транспортной безопасности

«За безопасность нужно платить, а за ее отсутствие - расплачиваться»
- Уинстон Черчилль
Ответственность за нарушение транспортной безопасности

В законодательстве Российской Федерации предусмотрена административная и уголовная ответственность за нарушение транспортной безопасности.

Перевозка пассажиров и опасных грузов – это не только бизнес, но и ответственность за жизнь и здоровье тех, кто пользуется услугами автоперевозчиков.



В соответствии со ст.4 ФЗ №16: «Обеспечение транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств возлагается на субъекты транспортной инфраструктуры, перевозчиков, если иное не установлено настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами.»

Именно перевозчик должен обеспечить выполнение Требований по обеспечению транспортной безопасности.

Государственные органы осуществляют контроль и проверки соблюдения субъектами транспортной безопасности выполнения данных Требований. В случае выявленных нарушений выносится постановление о привлечении субъекта к административной ответственности или возбуждается уголовное дело.


Административная ответственность за нарушение требований в области транспортной безопасности

К административной ответственности привлекаются перевозчики, у которых отсутствуют необходимые документы по транспортной безопасности, указанные в Требованиях.
Например, у субъекта не проведена оценка уязвимости, нет плана транспортной безопасности (либо он не реализован), нет приказов о назначении ответственных лиц за ТБ.
В случае выявления нарушений на субъект налагается штраф до 100 000 рублей. В особых случаях применяет административное приостановление деятельности организации на срок до 90 суток.

1. Неисполнение требований по обеспечению транспортной безопасности либо неисполнение требований по соблюдению транспортной безопасности, совершенные по неосторожности, если эти действия (бездействие) не содержат уголовно наказуемого деяния, - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц - от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; на индивидуальных предпринимателей - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.

2. Повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 настоящей статьи, - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей; на должностных лиц - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на индивидуальных предпринимателей - от пятидесяти тысяч до семидесяти тысяч рублей либо административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от ста тысяч до двухсот тысяч рублей либо административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

3. Действие (бездействие), предусмотренное частью 1 настоящей статьи, совершенное умышленно, - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей с конфискацией орудия совершения или предметов административного правонарушения или без таковой либо административный арест на срок до десяти суток; на должностных лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей либо административный арест на срок до десяти суток; на индивидуальных предпринимателей - от ста тысяч до ста пятидесяти тысяч рублей с конфискацией орудия совершения или предметов административного правонарушения или без таковой либо административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от двухсот тысяч до пятисот тысяч рублей с конфискацией орудия совершения или предметов административного правонарушения или без таковой либо административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Примечание. За административные правонарушения, предусмотренные настоящей статьей, лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, несут административную ответственность как юридические лица.


Уголовная ответственность за нарушение требований в области транспортной безопасности

К уголовной ответственности субъект транспортной инфраструктуры может быть привлечен по решению суда. К примеру, если на транспортном средстве субъекта произошел теракт (Акт незаконного вмешательства) и в результате его погибли люди, то следственные органы в обязательном порядке проведут проверку соблюдения требований транспортной безопасности.

В случае, если в ходе следствия будет установлено, что теракт можно было предотвратить, если бы субъект выполнил требования обеспечения транспортной безопасности (например, обеспечил требуемый контроль за доступом в зону транспортной безопасности), то в отношении субъекта и лиц, ответственных за транспортную безопасность, может быть возбуждено уголовное дело по статье 263.1 УК РФ.
Статья подразумевает наказание в зависимости от причиненного ущерба – от штрафа до лишения свободы на срок от пяти до восьми лет.

1. Неисполнение требований по соблюдению транспортной безопасности на объектах транспортной инфраструктуры и транспортных средствах, если это деяние повлекло по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью человека либо причинение крупного ущерба, -
наказывается штрафом в размере до восьмидесяти тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до шести месяцев либо ограничением свободы на срок до одного года.

2. Неисполнение требований по обеспечению транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств лицом, ответственным за обеспечение транспортной безопасности, если это деяние повлекло по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью человека либо причинение крупного ущерба, -
наказывается ограничением свободы на срок до четырех лет, либо принудительными работами на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового, либо лишением свободы на срок до пяти лет.

3. Деяния, предусмотренные частями первой или второй настоящей статьи, совершенные группой лиц по предварительному сговору либо повлекшие по неосторожности смерть человека, -
наказываются принудительными работами на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового либо лишением свободы на срок до семи лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

4. Деяния, предусмотренные частями первой или второй настоящей статьи, совершенные организованной группой либо повлекшие по неосторожности смерть двух и более лиц, -
наказываются лишением свободы на срок от пяти до восьми лет со штрафом в размере до одного миллиона рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до трех лет или без такового с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

Примечание. Крупным ущербом в настоящей статье признается ущерб, сумма которого превышает один миллион рублей.


Часто задаваемые вопросы:

Как происходит проверка? На каком основании?
Проверка может быть плановой и внеплановой. Более подробно читайте в нашей статье.

Что происходит при проверке?
Инспектор имеет при себе перечень (чек-лист), в котором указаны документы по транспортной безопасности, которые должны быть на предприятии. Отсутствие этих документов является основанием для привлечения к административной ответственности.

Можно оплатить штраф и на этом закончить?
К сожалению, нет. К примеру, у Вас получена категория, но Вы не провели оценку уязвимости в установленный срок. При проверке инспектор выпишет штраф и предоставит постановление, согласно которому Вам необходимо будет в установленный срок устранить все нарушения по транспортной безопасности. Если Вы не выполните предписания, то на Вашу организацию будет наложено более серьезное наказание, вплоть до административного ареста деятельности.

Я занимаюсь перевозкой пассажиров, но никогда не слышал про ФЗ №16. Нужно ли проходить оценку уязвимости и делать план ОТБ, ведь до этого работали нормально?
Да, нужно. Федеральный Закон №16 вступил в силу в 2007 году, и, хотя в некоторых регионах подразделения Ространснадзора работают не так активно, как в центральных, но ситуация в любой момент может измениться и в любой день к Вам может явиться инспектор с проверкой.

Наша компания начала проводить оценку уязвимости и пришло постановление о проверке. Что делать?
Закон в данном случае не дает четкого определения и конечное решение остается за инспектором. Как показывает практика, штраф в данном случае налагается, но в меньшем размере, чем если бы в организации вообще не занимались соблюдением требований по транспортной безопасности.

Нашу организацию оштрафовали? Что теперь делать? Можете ли Вы помочь?
Да, конечно же! Наша компания является аккредитованной организацией в области обеспечения транспортной безопасности. Специалисты нашей компании помогут Вам реализовать предписанные в постановлении требования, чтобы инспекция при повторной проверке никаких нарушений транспортной безопасности не выявила.

Заказать услугу
Оформите заявку на сайте, мы свяжемся с вами в ближайшее время и ответим на все интересующие вопросы.